За три года, с 1238 по 1241 год, весь обширнейший суздальский край, а также все Поднепровье, Волынь и Галич были подвергнуты ужасающему разрушению, причем и после отхода главных сил Батыя к Волге отдельные татрские отряды не переставали рыскать и производить свою кровавую расправу над беззащитным населением.
Печальны были наши дела и на западе. Полоцкая и Смоленская земли, вследствии сильного размножения их княжеских семей, были разбиты на большое число маленьких волостей, которые не могли представить сколько-нибудь значительные силы сопротивления внешним врагам. В Господине же Великом Новгороде буйствовали прежние порядки.
А между тем враги Русской земли быстро росли здесь. Нападения Литвы делались все более и более дерзкими.Ливонские рыцари значительно усилились, благодаря соединению своему с Немецким орденом, а в Швеции честолюбивый и властный Биргер успел, с 1221 года завести прочные порядки. Он женился на сестре короля, твердо взял власть в свои руки и усиленно готовился к овладению всеми землями по финскому побережью, которые всегда принадлежали русским и были под их влиянием.
Наконец, римский папа, зорко следя за ходом мировых событий, правильно оценил то тяжелое положение, в которое попала Русь после разгрома ее татарами, и решил, что настало благоприятное время для нанесения смертельного удара православию. Он объявил крестовый поход, как против язычников, населявших Финляндию, так и против русских, обещая прощение грехов всем участникам его и вечное блаженство павшим в бою.
Огромное войско, собиравшееся в Швеции более 2-х лет из знатных рыцарей, воинов и многочисленных искателей приключений, было готово в 1240 году для вторжения в наши пределы. Его вел сам ярл Биргер, в сопровождении "честных епископов" и множества духовных лиц.
Но у нас был уже князь Александр Ярославович.
Он родился 30 мая 1219 года в Переяславль-Залесском. По родителям он был прямым потомком славного Мономаха, причем в племени отца своего он имел таких предков и родичей, как Всеволод Большое Гнездо и Андрей Боголюбский, а со стороны матери - блаженной Феодосии, женщины необыкновенно святой жизни, в нем текла кровь святого Мстислава Великого, блаженного Ростислава Смоленского, святого Мстислава Храброго и Мстислава Удалого.
Александр с детства, по обычаю своего времени, стал получать обширное и разностороннее образование;"от юного возраста, и от младых ногтей всякому делу благу научен бысть", говорит про него летописец. При этом детство его протекало при крайне тяжелых обстоятельствах. Ему было 5 лет,а он уже слышал о страшном Калкском побоище, где чуть было не погиб его дед Мстислав Удалой. Отец Александра неоднократно оставлял его, вместе со старшим братом Феодором и дядькой-кормильцем Феодором Даниловичем в Новгороде, в те времена, когда борьба сторон, с кровавыми распрями на улицах, шла в нем непрерывно; В Новгороде же пережил Александр страшный голод и последовавший затем мор; в нем же слышал он постоянно о шведах, о литовских набегах и о все возратающей силе немцев; о взятии последними Кукейноса, Герсика, Юрьева, о проявленных ими при этом коварстве, беспощадной жестокости и ненависти к православию и, наконец, об ужасном татарском погроме, лишившем его лично дяди Юрия, с двоюродными братьями. Будь он слаб, эти события пагубно повлияли бы на него. Но по отношению к Александру они лишь способствовали к развитию и укреплению всех его душевных сил: мужества, твердости, ясности взгляда на происходящие события, горячей любви к Родине и непоколебимой веры в Божественный промысел.
В 17 лет Александр был торжественно посажен В Софийском соборе на княжеском столе. Прекрасный по наружности, выше всех ростом, с могучим голосом, Александр очаровывал всех своим царственным видом и тогда уже поражал окружающих зрелостью и мудростью ума.
Начальник рижских рыцарей - магистр Андрей Вельвен, опытный и почтенный человек, имел свидание с Александром по делам Ордена, с которым Ярославом в 1233 году был заключен выгодный мир. Вернувшись в Ригу он с изумлением говорил: "Я прошел многие страны, знаю свет,людей и государей, но видел и слушал Александра Новгородского с изумлением".
В 1239 году Александр женился на дочери полоцкого князя Бречислава - княжне Александре. Свадьбу отпраздновали в Торопце. Вернувшись домой, в Новгород, Александр устроил второе брачное пиршество. Это было за год до грозного крестового похода шведов на русских.
Переезд крестоносцев летом 1240 года через Балтийское море до Або и от Або к устью Невы совершился вполне благополучно. Знаменитый ярл Биргер расчитывал прежде всего напасть на Ладогу и затем обрушиться на Новгород.Биргер, не сомневаясь в своей победе, "загордевся" и послал сказать Александру: "Выходи против меня, если сможешь сопротивляться! Я уже здесь и пленю твою землю!"
Александр решил идти на врага немедленно, ни ожидая ни сбора новгородцев, ни подкрепления от отца. Он правильно поределил, что только молниеносной быстротой и полной внезапностью можно победить врага.
Но при необыкновенной стремительности своего движения,Александр шел со всеми военными предостороженностями и при этом отнюдь не с завязанными глазами.
За шведами строго следил Пелгусий, старшина финского языческого племени Ижоры, исповедовавший православие.
Утром 15 июля 1240 года Пелгусий встретил Александра, подходившего к берегам Невы.Доложил количество крестоносцев, места их станов, указал пути по котороым можно было скрытно подойти к шведам. Александр перешел реку Ижору и скрытно подошел к шведскому стану. Затем, выстроив свое немногочисленное воинство, к которому по пути присоединились и ладожане Александр смело ударил на врага. Неожиданное появление русских произвело в шведском стане неописуемое смятение. Александр увидел своего надменного врага , помчался на него и нанес тяжелый удар копьем Биргеру по лицу.
Часть крестоносцев бросились к судам, но другие стали оказывать упорнейшее сопротивление. Жестокий бой кипел до ночи. Но наконец воины Александра одержали победу, показав в этот день чудеса храбрости.
Особенно отличились шесть человек: доблестный витязь Гавриил Олексич прорубился до шведского корабля и убил шведского воеводу и латинского епископа;
новгородец - Сбыслав Якунович, много раз врезавшийся в самую гущу врага с отдним топором и бесстрашно рассекал их;
Яков Полочанин - ловчий князя, один ударил со своим мечом на целый неприятельский полк, крепко поражая их;
новгородец Миша , собрал дружину соратников , пеший бросился в море и погубил три шведских корабля;
отрок Александра, Савва, наехал на шатер Биргера и , подсекши столб уронил его, чем возвестил русским победу
слуга Александра Ратмир - мужественно бился пеший и погиб от ран, врубившись в толпу шведов.
Потери наши были изумительно малы - всего с ладожанами 20 человек!
Темная ночь спасла остатки шведов. Они не ждали утра и ушли, нагрузив три корабля одних только убитых знатных воинов, в том числе и главного воеводы их, Спиридогия, и епископа. Так печально окончился грозный крестовый поход, предпринятый Папой против православия и Руси, благодаря блистательной победе Александра, одержанной на берегах Невы 15 июля 1240 года.
За эту победу дали наименование Александру - Невский.