У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Вот такие строки навеял старый дуб на Александра Сергеевича Пушкина. А может быть это был тот самый дуб, что растет на перечении улиц Прусской и Десятинной в Великом Новгороде. Этому дубу более 400 лет. Многое он повидал. 400 раз вырастала и опадала листва этого дерева. Кто его посадил?.. Зачем? Это был 17 век... Ах, как бы хотелось услышать его рассказы о событиях, свидетелем которых он был. А давайте попробуем. Итак, записки дедушки дуба.
А читать их нам помогут археологи.
Великий Новгород возник в низменной местности. Здесь, после таяния ледника, возникло огромное море, со временем сжавшееся до размеров озера Ильмень. На дне этого моря тысячелетиями оседала глина. Толщина глиняного слоя достигает 10 и более метров. С ней до сих пор сталкиваются сегодняшние дачники на своих участках. Первые поселенцы города ставили свои дворы на поверхности этой глины. Климат сырой, воды кругом много. И вот древние новгородцы стали осушать свое жизненное пространство сначала окапывая свои дома дренажными траншеями, потом мостить улицы и прокладывать дренажные дубовые трубы. Каждые 20-25 лет деревянные мостовые приходилось обновлять. Так город постепенно рос не только по сторонам Волхова, но и вверх. Холмы стали немного выше, а овраги и низины затянулись многометровым слоем мусора. Вот это замечательное сочетание природных неудобств и стремление человека к комфорту и сделало Великий Новгород последним городом, в котором русские могут узнать, кто мы есть на самом деле. В Великом Новгороде археологи имеют потрясающую возможность раскапывать всю последовательность жизни города во всем ее разнообразии. Все. что попадало в торфянистую почву, пропитывалось водой и консервировалось на столетия. Что чувствует археолог, когда он прикасается в раскопе к опавшей дубовой листве 10 века?!...
За последние 400 лет Новгород не раз терял по трагическим причинам коренное население. Поэтому для нас особенно важны эти ниточки идущие из глубины веков к современным новгородцам.
1950 год - раскоп древней Кузьмодемьянской улицы.
В яме, вырытой в материковой глине, археологи обнаружили 9 резных деревянных чаш и 2 больших куска воска. 7 чаш были разложены по краям ямы, а 2 чаши и воск поставлены на ребро в центре, чтобы их содержимое вылилось в яму. Анализы земли из ямы показали, что в ней содержалась пыльца медоносных растений. Это были следы братчины- соседского пира, которым новоявленные новгородцы отметили свое новоселье на месте будущего Неревского конца. Рядом с местом пирушки в земле четко виднелись следы корней мощного дуба, осенявшего свой листвой усевшуюся кружком братию. У славян дуб считался деревом Перуна, бога грома и молнии. Ему и посвятили они свое медовое подношение.
Древние новгородцы поклонялись богам не в виде идолов, а в природных образах. Так местом почитания Перуна, как бога-громовержца, обычно бывали дубовые рощи, или отдельные дубы, особенно если они были поражены молнией. И только после того, как " Владимир посади в Новегороде Добрыню... И пришед Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумир над рекою Волховом и жряху (жертву) ему людие новгородстеи аки богу", новгородцы стали поклоняться идолам. Но век языческих кумиров на Руси был недолог. Уже к концу 980-х годов Владимир осознает, что многобожие не способно стать по настоящему единой религией для огромной страны, нужно Русь крестить.
Ну как, понравился вам первый листочек? Приезжайте, я покажу вам этот дуб.